Доклад председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Валентиновича Тарасова на областном педагогическом совете 23 августа 2016 года

Тема:  «От качества образования  - к качеству жизни»

Традиционно в канун нового учебного года мы собираемся, чтобы обсудить ключевые вопросы развития регионального образования на учебный год и перспективу. В этом году обсуждение происходит на основе стратегических решений в сфере образования, принятых руководством страны на Государственном совете в декабре 2015 года.

Нам  предстоит проделать большую работу с целью превратить российскую школу в одну из лучших в мире. Полагаю, что лучшая школа, прежде всего, способствует обеспечению высокого качества жизни людей, проживающих в том или ином регионе. Вместе с тем, образование является мощнейшим ресурсом инновационного социально-экономического развития региона и страны в целом, условием социокультурной модернизации и конкурентоспособности на мировой арене.

Категория «Качество жизни», прежде всего, имеет социально-психологическое звучание. И означает эмоциональный комфорт, уважительное отношение к человеку, чувство уверенности, безопасности, и собственного достоинства, этику взаимоотношений. Обеспечить качество жизни в таком понимании способна только современная комфортная образовательная среда, которую мы вместе создаем в образовательных организациях Ленинградской области.

Такая среда способна обеспечить качественное образование, которое является одним из важнейших социальных благ современного человечества. Образование помогает передавать знания и опыт поколений, формирует будущий образ жителя Ленинградской области и России – гражданина, патриота, профессионала.

Развитие Ленинградской области, как территории где живут успешные люди,  невозможно без устойчивого развития системы образования, повышения его качества.

В Ленинградской области значительное внимание уделяется созданию условий для развития качественных характеристик  образования, к которым можно отнести:

- условия получения образования и его доступность;

 - академические успехи и компетентности обучающихся и выпускников;

- социализацию и воспитание детей и молодежи.

 КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  И ЕГО ДОСТУПНОСТЬ

В целях повышения качества образования и  обеспечения прав детей на достойное будущее за последние годы модернизировалась сеть организаций образования региона. В системе образования Ленинградской области уже несколько лет назад мы осуществили переход от идеологии оптимизации сети (под которой понимают, как правило сокращение) к методологии проектирования сети, включающей развитие учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, а также возможностей дистанционного обучения и сетевого взаимодействия.

Изменения произошли  за счет укрупнения школ и создания на их базе центров образования, включающих образовательные программы разных уровней. К настоящему времени в системе образования Ленинградской области  функционируют:

- центры образования, созданные на основе объединения образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования  (Всеволожский, Выборгский и Приозерский районы);

- базовые школы, в том числе 18 базовых школ-центров дистанционного обучения, обеспечивающих дистанционное обучение и  реализацию индивидуальных образовательных маршрутов для детей, обучающихся в отдаленных сельских школах (в каждом районе Ленинградской области)

Также разработаны и реализуются модели профильной школы, определены механизмы сетевого взаимодействия организаций общего и профессионального образования с предприятиями.

С целью обеспечения права на качественное образование детей с особыми образовательными потребностями в Ленинградской области действуют 24 отдельные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательных организациях запланировано открытие  специальных первых классов и  классов инклюзивного образования. В рамках программы «Доступная среда» создаются условия для обучения детей с инвалидностью.

С 2015 года по инициативе Губернатора Ленинградской области за счет средств областного бюджета реализуется программа по реновации объектов образования. 

В 2015-2016 учебном году в Ленинградской области создано почти 4 тыс. дополнительных мест для детей дошкольного возраста.

Сегодня нам необходимо решать задачу обеспечения местами в дошкольных организациях детей в возрасте до 3-х лет и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый старшеклассник, заканчивая школу, вместе с аттестатом должен иметь возможность получать свидетельство о полученной профессии по итогам профессионального обучения. Для этого в Ленинградской области уже имеются разработанные программы, данное направление мы будем реализовывать через государственное задание профессиональным образовательным организациям.

В Ленинградской области получает развитие дополнительное образование детей. Для координации деятельности создано 4 региональных ресурсных центра по художественной, технической, спортивной и естественнонаучной направленности.  

Важным направлением деятельности региональной системы образования является создание школьных информационно-библиотечных центров.

В 2015 году в наших школах началась апробация электронных форм учебников в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве с ведущими издательствами страны.

86 школ на безвозмездной основе получили лицензии на электронные формы учебников по 22 предметным областям с 1 по 11 классы.

Доступность образования мы понимаем и как важную и содержательную характеристику образовательного процесса.

Поэтому особое внимание мы уделяем внедрению:

-  стандартов дошкольного образования;

-  стандартов общего образования;

- стандартов образования детей с особенностями здоровья.

Новые требования к качеству образования предполагают внесение изменений в организацию, содержание, технологии подготовки педагогических кадров.

В Ленинградской области создана система учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций.

Увеличилось количество выпускников школ, поступающих на целевую подготовку в ВУЗы на педагогические специальности. В целом произошло увеличение доли учителей в возрасте до 35 лет до 25% от общего числа педагогов.

В регионе создан клуб «Учитель года» и Совет молодых учителей. Вовлечение предметных ассоциаций педагогов, советов молодых учителей, профессиональных объединений в работу по повышению престижа педагогических профессий является значимым направлением нашей совместной деятельности. 

Задачей на 2016 и последующие годы является не только развитие кадрового потенциала работников системы образования региона, но и обеспечение повышения уровня их средней заработной платы в соответствии с целевыми показателями, утвержденными Указами Президента Российской Федерации.

Уточненный объем средств консолидированного бюджета Ленинградской области по разделу «Образование» в 2015 году составил 32,6 млрд. руб., что  на 13,5 % больше, чем в 2014 году. За последние три года бюджет увеличился в 1,3 раза. Плановый консолидированный бюджет на 2016 год составляет 34,2 млрд. руб.

КАЧЕСТВО АКАДЕМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

В Ленинградской области использование результатов оценочных процедур (единого государственного экзамена, всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и др.) рассматривается как мощное условие развития системы образования в повышении качества образования.

По большинству предметов учебного плана мы видим положительную динамику среднего тестового балла.

По-прежнему наиболее высокие результаты получены по русскому языку – третий год выпускники Ленинградской области сдают ЕГЭ  без пересдачи. На 2 балла вырос региональный тестовый балл. При этом каждый третий выпускник набрал более 80 баллов. 

Улучшился результат базовой математики – средняя отметка выше прошлогодней, результат по профильной математике сопоставим с результатами прошлого года.

Результаты аттестации 9-х классов по обязательным предметам также имеют положительную динамику.

Подведение итогов экзаменационной кампании 2016 года направлено, прежде всего, на проведение методического анализа типичных затруднений выпускников региона по учебным предметам с последующей разработкой рекомендаций по совершенствованию их преподавания.

Олимпиады и конкурсные мероприятия - это те инструменты, которые помогают выявить, а затем и развить одаренность школьников.

Одаренные обучающиеся Ленинградской области, в прошедшем учебном году, добились достаточно высоких результатов в различных конкурсных мероприятиях федерального уровня:

 «Международные олимпиады по общеобразовательным предметам и всероссийской олимпиады школьников» – 10 лауреатов премии;

«Всероссийский конкурс юных дизайнеров, модельеров, театров моды и костюма «Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений» – 5 лауреатов премии;

«VII зимняя спартакиада учащихся России 2015» – 4 лауреата премии.

Наличие квалифицированных специалистов имеет решающее значение для социально-экономического развития  региона. В связи с этим, развитие системы профессионального образования признано приоритетным направлением Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.

Сегодня совместно с ведущими предприятиями региона мы отрабатываем модель государственно-частного партнерства, которая позволит сделать систему профессионального образования более открытой, поможет привлечь к процессу обучения специалистов предприятий.

В этом году особый акцент будет на обеспечении независимой оценки качества образовательных программ и сертификации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации в Ленинградской области создано 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Эти центры призваны обеспечить оперативную подготовку и переподготовку персонала для инновационного производства. В этом направлении нам необходимо развивать механизмы частно-государственного партнерства и активнее внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения (дуальное обучение, систему зачетных единиц, создание учебных участков и др.).

 КАЧЕСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В целях реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана и реализуется Концепция воспитания в Ленинградской области.

В течение учебного года наши школы включились в творческие, гражданско-патриотические и научно-технические образовательные проекты и акции, с опорой на которые в регионе осуществляется воспитание юных граждан на основе российских  традиционных ценностей:

смотр-конкурс школьных музеев  (приняли участие 27 музеев из 16 районов. По результатам федерального этапа 2 музея заняли призовые места в номинации «Военно-исторические музеи»);

XХ Региональный конкурс детского экологического рисунка и плаката «Природа – дом твой. Береги его!» (1000 работ из 100 ОУ);

историко-краеведческий конкурс «Судьба семьи в истории Ленинградской области» (на финальный этапе представлено 87 работ). По итогам конкурса 6 детей из семей-победителей и лауреатов конкурса награждены поездкой в Крым;

акция «Письма с фронта», посвященная 75-ой годовщине начала Великой Отечественной войны;

Семейный Велопробег по местам боевых действий и другие мероприятия.

Воспитанию будут способствовать мероприятия в рамках грядущего Года экологии в России и Года истории объявленного в Ленинградской области.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации  создано региональное отделение Российского движения школьников. В настоящее время активно действует Совет регионального отделения, определены пилотные площадки, на базе которых планируется осуществление деятельности Организации.

Региональная система управления качеством образования и инновационные проекты

В целях повышения эффективности управления разработана и утверждена модель региональной системы управления качеством образования.

В Ленинградской области организованы и реализуются новые проекты в области обновления содержания образования и педагогических технологий:

модернизация предметных областей: реализуются концепция математического образования и историко-культурный стандарт;

обновляется содержание и технологии преподавания предметной области «Музыка»;

внедряются учебные курсы, направленные на повышение финансовой, предпринимательской и правовой грамотности обучающихся;

апробируются и внедряются инновационные педагогические инструменты, совершенствующие образовательный процесс: метод проектирования;  нелинейное планирование учебного предмета, технология разработки нелинейного (динамического) расписания, технология метапредметных модулей в рамках содержания учебных предметов, метапредметные олимпиады и метапредметный урок, технологические карты.  

В настоящее время в рамках региональной стратегической инициативы «От качества образования Ленинградской области  к качеству жизни» совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования начата реализация трех крупных проектов, связанных с модернизацией региональной системы оценки качества образования, проведением прикладных социологических исследований, сетевой реализацией дополнительных профессиональных программ.

Качественное образование, полученное в системе образования Ленинградской области, даст каждому ребенку возможность получить интересную профессию, стать успешным.

Скачать текст выступления:  «От качества образования  - к качеству жизни» 

© 2001-2017 гг. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.