Раздел III. Доступность качественного обучения

III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.
 
1. Краткий анализ ситуации
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.
В 2012 году численность детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, составляет 7511 человек. Актуальной задачей в сфере дошкольного образования является обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С целью  решения данной задачи и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также согласно рекомендациям Минобрнауки Российской Федерации комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, разработан проект поэтапной программы («дорожной карты») ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения данной категории детей на территории Ленинградской области до 01 сентября 2013 года. 
В 2012 году в Ленинградской области введено 1900 дополнительных мест за счет: создания дополнительных мест в государственных и муниципальных учреждениях, реконструкции зданий и помещений действующих муниципальных детских садов, строительства новых зданий детских садов, создания дополнительных мест в негосударственных образовательных учреждениях и других мероприятий, направленных на ликвидацию очереди. К 01 сентября 2013 года в Ленинградской области запланировано создание 7505 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. 
За период с 2011 по 2012 год в Ленинградской области было создано 66 базовых школ, которые реализуют дистанционное обучение по 6 моделям: 
1 модель. Сельская школа с филиальной сетью. Обеспечение дистанционной технологии в преподавании  части предметов для детей, обучающихся в филиалах и внеурочной (проектной, конкурсной и др.) деятельности. Схема взаимодействия осуществляется между БШДЦО и филиалами.
2 модель. Сельская школа в нескольких зданиях. Обеспечение дистанционной технологии в преподавании  части предметов для детей, обучающихся в удаленных зданиях и внеурочной (проектной, конкурсной и др.) деятельности. Схема взаимодействия осуществляется между БШДЦО и удаленными зданиями.
3 модель. Городская школа (комплекс, в котором классы разделены в соответствии со ступенью образования) с распределением обучения по ступеням в разных зданиях. Создание таких школ осуществляется  объединением городских школ с целью дифференциации по ступеням обучения в разных зданиях. Дистанционная форма осуществляется в двух направлениях: первое - внутришкольное (в основном предпрофильная и профильная подготовка, факультативные курсы и внеурочная деятельность); второе – дополнительное дистанционное изучение предметов БУП с использованием дистанционных ресурсов Ленинградской области.
4 модель. Городская школа с 3 ступенями обучения в одном здании. Дистанционная форма в двух направлениях: первое - внутришкольное (в основном новые технологии во внеурочном общении учитель - ученик в рамках БУП, факультативные курсы и внеурочная деятельность); второе – дополнительное дистанционное изучение предметов БУП с использованием дистанционных ресурсов Ленинградской области.
5 модель. Ресурсный центр.
6 модель. Окружной центр.
В 2012 году количество учащихся старшеклассников, охваченных профильным обучением, составляет 7354 учащихся (63% от общей численности старшеклассников). 
 
2. Основные задачи
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. 
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально- имущественного положения их семей.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
 
3.Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования.
Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, организаций отдыха и оздоровления, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.
Обеспечение возможности обучения каждого старшеклассника по нескольким профилям обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам, за счет введения индивидуальных учебных планов. Объединение старшеклассников в отдельные школы с целью создания большого количества групп для изучения необходимых для поступления в высшие учебные заведения предметов на профильном уровне.
Создание условий для развития поликультурной модели дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающей формирование российского гражданского единства.
 
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Обеспечение нормативно-правового закрепления законами Ленинградской области особых образовательных запросов одаренных детей, поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми. 
Развитие и осуществление финансовой поддержки ресурсных центров области для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей.
Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями) в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».
Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
 
5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Соблюдение нормативного урегулирования ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
        
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Обеспечение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно - досуговой деятельности.
Оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, учреждениям дополнительного образования, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, центров, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков, развитие разнообразных форм туризма и краеведения, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Оказание областной поддержки существующим и создаваемым новым телевизионным каналам и передачам для детей, подростков, детским театрам, кино- и телестудиям.
Формирование областного заказа на издательскую, кино- и компьютерную продукцию.
Оказание областной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков.
Разработка системы мер с целью сохранения и развития специализированных детских библиотек.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» работников образования в сфере дополнительного образования детей.
Системное проведение мероприятий по повышению заработной платы всем категориям образования.
 
7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
Реализация плана мероприятий по развитию в регионе дистанционного обучения для всех категорий детей, включая детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, как средства повышения доступности образования
Повышение скорости доступа образовательных учреждений в  сеть Интернет.
Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий.
Принятие мер по повышению информационной безопасности детей, в том числе организации в образовательных учреждениях фильтрации Интернет-трафика по «белым спискам».
Участие в мероприятиях по созданию и распространению информации о правах ребенка, адаптированной  для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через сеть Интернет.
Участие в мероприятиях по проработке механизмов совершенствования существующих моделей проведения ЕГЭ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Организация обучения детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
 
8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия видов предоставления дошкольных услуг, на основе реализации различных форм их финансирования и организации. 
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности. 
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ на бесплатной основе.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям, с одновременным сокращением числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов,   религий. 
Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
Обновлено 22.08.2018