Раздел V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА
 
1. Краткий анализ ситуации
 
В Ленинградской области на 1 января 2012 года проживает 3402 ребенка-инвалида (1,3 % от общего количества детей Ленинградской области). 39331  ребенок по состоянию здоровья имеют ограниченные возможности.
В Ленинградской области зарегистрировано 3212 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие семьи потенциально более неустойчивы из-за тягот и обязательств, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, и, как следствие, чаще распадаются (44 проц. семей  с детьми-инвалидами – неполные семьи). Двух детей-инвалидов воспитывают в 53 семьях, троих детей-инвалидов – в  трех семьях.
В особой поддержке и всесторонней помощи нуждаются семьи с детьми-инвалидами, имеющими множественные нарушения здоровья, уход за которыми требует немалых расходов, усилий и практически не оставляет родителям свободного времени. 
Доступ детей-инвалидов к услугам дополнительного образования ограничен, вопросы обеспечения доступной среды жизне-деятельности для детей-инвалидов решаются недостаточно эффективно. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется целенаправленная                  профессиональная помощь и общественное содействие в обеспечении интеграции детей  в общество и эффективном взаимодействии семей    с социальным окружением.  
 
2.Основные задачи
 
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Совершенствование системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Развитие системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение данной задачи обеспечивается 
-за счет приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-организации и проведения эффективной работы по привлечению социально-успешных жителей  Ленинградской  области в кандидаты в замещающие родители;
-создания и развития школ приемных родителей на территории области;
-разработки и внедрения в области технологии сопровождения замещающих семей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
 
3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 
Совершенствование законодательства  Ленинградской  области, касающегося развития форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, включая прекращение практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний.
Разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста.
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.  Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям. Размер ежемесячного пособия  на содержание одного ребенка составляет на детей дошкольного возраста в сумме 5522 рубля, на детей школьного возраста  7123 рубля. Размер вознаграждения, выплачиваемого  приемной семье  10 000 рублей за воспитание  первого приемного ребенка,  За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида дополнительно выплачивается денежная сумма в размере прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Ленинградской области для трудоспособного населения на первый квартал текущего года. В рамках областных праздников лучшие  приемные родители получают  ценные подарки.
С целью выявления передового опыта воспитания опекаемых и приемных детей, поощрения достойных опекунов и приемных родителей  проводятся  муниципальные  конкурсы на лучшую замещающую семью.  По итогам конкурса победители получают  дипломы и  ценные подарки.    Ежегодно проводится областная конференция «Приемная семья: проблемы и перспективы развития».
По состоянию на 01.09. 2012 года в области создано 456 приемных семей, в которых воспитывается 652 ребенка, под опекой (попечительством) -3997 детей. 
В условиях непрерывного роста числа приемных семей  обострилась необходимость обеспечения качества их жизнедеятельности  на всех этапах ее жизненного цикла. В связи с этим   осуществляется   работа по созданию в области  системы подбора кандидатов в приемные родители, их подготовки, а также  непрерывного  сопровождения и поддержки приемных семей.  
Так в настоящее время для подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот   во всех территориях области, обеспечена деятельность школы приемных родителей. В рамках работы школы кандидаты в приемные родители получают основы юридических, медицинских и педагогических знаний по воспитанию и развитию ребенка. 
Для улучшения качества их подготовки   в области разработана областная Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Она направлена на информирование приемных родителей о правовых аспектах, связанных с жизнеустройством ребенка в семье, на медико-психолого-педагогическую подготовку в работе с ребенком.
Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями Республики Хакасия.
Обеспечение выполнения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки.
Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, с учетом современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций.
Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве. Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
 
4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
 
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.
Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и внедрение в практику работы инновационных механизмов и пилотных моделей служб, оказывающих социально-реабилитационные услуги детям-инвалидам и их семьям.
Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. 
                                    
5. Ожидаемые результаты
 
Увеличение доли детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, ежегодно на 0,5% от общего количества детей-инвалидов,  прошедших  социальную  реабилитацию.
Увеличение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в возрасте до 3-х лет, получивших услуги реабилитации, в рамках технологии раннего вмешательства ежегодно на 0,2%.
Увеличение доли родителей с детьми-инвалидами, обученных методам и технологиям ухода за детьми-инвалидами, ежегодно на 7% от общего числа обученных родителей детей-инвалидов.
Обновлено 22.08.2018