Раздел VII. Дети - участники реализации Региональной стратегии

VII. Дети - участники реализации Региональной стратегии
 
1. Краткий анализ ситуации
 
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы. Вместе с тем, право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, обусловлено социокультурной ситуацией становления современного человека.
Цели и задачи воспитания, основные направления и способы решения задач воспитания, методологические подходы к определению качества воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области, а также степень участия детей в реализации Стратегии учтена в Концепции воспитания  в Ленинградской области.
В Концепции  нашли всестороннее отражение основные идеи и положения стратегического развития российского образования; социальная, культурная и экономическая специфика региона; новые направления и способы решения современных воспитательных задач в Ленинградской области, основанные на идее воспитания гражданина и патриота своей земли. Концепция развивает основные принципы образовательной и воспитательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.
Необходимость принятия Концепции вызвана также государственным заказом на качество воспитания подрастающего поколения и социальными потребностями жителей Ленинградской области в эффективной системе воспитания.
Важной теоретико-методологической позицией социализации ребенка является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления личности ребенка необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет.
Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.
Вместе с тем, процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
 
2. Основные задачи и особенности их реализации в Ленинградской области
 
Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам-воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективное воспитательное пространство на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных учреждений региона.
История, культура и современное развитие Ленинградской области заключают в себе мощный воспитательный потенциал. Образовательные учреждения области создают разнообразные воспитательные системы, позволяющие детям принимать активное участие в реализации Стратегии. Данная Стратегия позволит на концептуальной основе объединить воспитательный потенциал социокультурной среды региона и образовательных учреждений (детских садов, школ разных видов, профессионально-технических училищ, вузов и др.). 
Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине. 
Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области - гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.
Важными задачами воспитания является развитие позитивных конструктивных отношений в важнейших сферах жизнедеятельности, гражданское участие в решении личностно и общественно значимых вопросов.
К основным задачам в воспитании следует отнести:
1. Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-концепции,   развитие   нравственных  качеств   личности,   гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека;
2. Воспитание    уважения    к    родительской    семье,    нравственно-психологическая готовность к созданию собственной семьи;
3. Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству;
4. Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности;
5. Воспитание   бережного   отношения   к   природе,   чувства  хозяина, живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.
Таким образом, воспитание детей, как участников Стратегии, должно быть направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины — поселка, города, области, страны. Без этого невозможно повышение качества жизни людей, критериями которого выступают: хорошее образование, здоровье, продолжительность жизни и социальное благополучие.
Современная социокультурная среда региона, уникальная история и культурный потенциал должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения. Социокультурная образовательная среда территорий Ленинградской области является важным и еще слабо востребованным ресурсом воспитания. 
В становлении ценностей и отношений молодого человека значительна роль образовательного учреждения. Воспитательный потенциал, который во многом определяется тем, является ли оно субъектом современной культуры. В современном обществе образовательное учреждение выступает как субъект культуры при определенных условиях, а именно:
является транслятором культуры и ценностей в обществе, т.е. проявляет себя как активный субъект воспитания «социального характера», присущего большинству представителей данной культуры;
отражает изменения, происходящие в культуре, является проводником и источником изменений в жизни общества;
организует диалог представителей разных культур, социальных и
возрастных групп, объединяя людей на основе этических представителей и норм;
создает условия для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры;
рождает особую педагогическую культуру - этические и эстетические представления, мастерство педагога, учебное содержание, методы обучения и воспитания и т.д., содержащую духовные и интеллектуальные ценности, накопленные на протяжении человеческой истории, служащие основой становления детей и молодежи.
 
3. Основные принципы воспитания в Ленинградской области
 
В соответствии с целями и задачами Стратегии, условиями ее реализации целесообразно выделить следующие основные принципы воспитания.
Принцип нравственной позиции воспитателя — означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог-это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл.
Принцип природосообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип кулътуросообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры. В соответствии с принципами культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом.
Принцип развития личности в процессе воспитания — предполагает помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами. Этот принцип означает, что каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность изменения и самоизменения.
Принцип биологичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.).
Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания. Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы школьной программы (история, литература, мировая художественная культура и др.). Вместе с тем, отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок ученика, его взаимоотношений с учителем-предметником.
Принцип открытости в воспитании означает:
  • взаимодействие различных воспитательных систем государственной, региональной, муниципальной, воспитательных систем образовательных учреждений разных типов и видов, городских и сельских);
  • взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды,   окружающей   молодого   человека,   и воспитательного пространства, организуемого педагогами; 
  • взаимодействие различных систем ценностей – традиционных и инновационных,  различных  социальных,   профессиональных  и возрастных субкультур и пр.
              
4. Направления реализации воспитательной работы
 
Развитие на основе принципов и норм действующего законодательства Ленинградской области в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности и на основе принципов воспитания в Ленинградской области.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Участие в разработке и внедрении в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
 
5. Ожидаемые результаты. 
 
Развитие    социально-психологических   качеств   личности   ребенка, ценностей, проявляющихся на уровне сознания и деятельности;
Включенность  учащихся,  учителей,  родителей  в различные сферы жизни детей;
Эффективность управления воспитательной системой.
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание и развитие законодательства Ленинградской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения, по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе, с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Образовательная и социокультурная среда является важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации в тех жизненных условиях, которые у данной личности есть. Таким образом, целенаправленное и осознанное построение образовательной и социокультурной среды территории, где живут дети, родители и педагоги, проектирование способов управления этим внутренним ресурсом развития является делом чрезвычайной важности для Ленинградской области.
Обновлено 22.08.2018