VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов дет

VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей  и дружественного к ребёнку правосудия

1. Краткий анализ ситуации

Национальной стратегией предусмотрено, что под дружественным к ребёнку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребёнка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребёнка и понимания им обстоятельств дела.
Основными принципами и элементами дружественного к ребёнку правосудия являются общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребёнка;  незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребёнка; уважение личности и достоинства ребёнка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребёнка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребёнку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребёнка.
В Ленинградской области сложились определенная система защиты детства. Однако, отсутствие стандартов обеспечения и защиты прав ребёнка, механизма планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребёнка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребёнка, единого координирующего федерального органа исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей, отрицательно сказывается на ее эффективности.
Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам. Не достаточно эффективно осуществляется межведомственное взаимодействие, которое должны обеспечивать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Не отвечает требованиям времени и деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребёнке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
Всего за период 2009-2011 г.г. на территории Ленинградской области совершено 1851 преступление в отношении детей, в том числе 237 преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних дел.

2. Основные задачи

Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребёнку.
Повышение координирующих, контролирующих и правозащитных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Развитие и распространение на территории Ленинградской области положительного опыта работы специалистов восстановительного правосудия  по внедрению ювенальных технологий.
Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Совершенствование механизмов защиты детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

3.  Меры, направленные на защиту прав и интересов детей

Обеспечение исполнения законодательства в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребёнка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей.
Проведение мониторинга законодательства Ленинградской области в части реализации норм, направленных на защиту прав и интересов детей.
Использование права законодательной инициативы по установлению мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечению конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть "Интернет" и средства массовой информации.
Участие в разработке федеральной программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации.
Усиление института Уполномоченного по правам ребёнка в Ленинградской области путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих его компетенцию и права, включая наделение Уполномоченного правом законодательной инициативы.
Закрепление на законодательном уровне механизма совершенствования работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, в том числе путем обеспечения их квалифицированными юридическими кадрами, необходимостью обязательного прохождения специальной подготовки и аттестации работников органов опеки и попечительства; повышения ответственности специалистов этих органов, усиления профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечения раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребёнка его родной семьи.

4. Меры, направленные на создание дружественного к ребёнку правосудия и профилактику преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей

Для развития дружественного к ребёнку правосудия необходимо:

  • обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;
  • принятие на федеральном уровне закона, определяющего понятия, механизмы, участников, порядок взаимодействия в рамках системы  гражданского, административного и уголовного судопроизводства, направленной на создание дружественного к ребенку правосудия.
  • внесение предложений как при проведении научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования её реализации и оценки достигнутых результатов, так и при проведении научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработки методов воздействия, не связанных с применением наказания;
  • создание психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в разногласии с законом в системе уголовного правосудия, и их социальным окружением;
  • развитие технологий восстановительного подхода для реализации примирительных программ и применения механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;
  • дальнейшее развитие в Ленинградской области служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия,  школьных служб примирения, решающих вопросы конфликтов в образовательных учреждениях, профилактики правонарушений детей и подростков, улучшения отношений в образовательном учреждении;

В целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается участие в:

  • разработке федерального закона о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, положений, определяющих место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов профилактики как межведомственного, коллегиального координирующего органа;
  • определении механизмов реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей,  безнадзорности и совершения ими противоправных деяний, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации:
  • организации ведения комиссиями персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально опасном положении с целью освобождения комиссии от функций органов несудебной юрисдикции;
  • проведении общесоциальных профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.

С целью предупреждения совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними предусмотреть:

  • создание на территории Ленинградской области постоянных рабочих мест для несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы, учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, склонных к совершению преступлений и правонарушений, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах полиции.
  • открытие гостиницы для несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, находящихся в сложной жизненной ситуации.
  • обеспечение отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, учебно-воспитательных учреждений закрытого типа  осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и органах полиции Ленинградской области.

5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период.

Обеспечение взаимодействия субъектов системы профилактики Ленинградской области с учреждениями уголовно-исполнительной системы, где содержатся несовершеннолетние из Ленинградской области, в части реабилитации и социализации освобождающихся несовершеннолетних, сохранению и восстановлению отношений с их семьями и ближайшим социальным окружением
Дифференцированный подход к применению мер дисциплинарного воздействия и мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах изоляторах.
Внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении несовершеннолетних осужденных и использование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики с привлечением органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, институтов гражданского общества к процессу социальной адаптации осужденных; активного включения в воспитательную работу с осужденными деятелей культуры и искусства, спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, имеющих позитивный авторитет и известность; привлечения потенциала традиционных религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных.
Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении или в разногласии с законом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Обеспечение распространения на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте 18-23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.

6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия

Создание системы взаимодействия по  предупреждению, выявлению, обмену информацией, принятию мер, направленной на предотвращение  насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия.
Определение перечня организаций и учреждений, должностных лиц в системе здравоохранения, образования и социального обслуживания, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Разработка региональной программы по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей - жертв насилия.
Взаимодействие с создаваемым некоммерческим партнерством "Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Обеспечение выполнения Руководящих принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений, 2005 года.
Создание условий для предоставления несовершеннолетнему потерпевшему бесплатной юридической помощи на основании обращения следователя (дознавателя) в орган опеки и попечительства.
Разработка и апробация в образовательных учреждениях Ленинградской области программ учебных мероприятий по обучению детей правилам безопасности и поведения в потенциально опасных ситуациях.

7. Ожидаемые результаты

Повышение уровня защищенности ребёнка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребёнка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
Гуманизация условий содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов.
Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

Обновлено 22.08.2018