Введение

Стратегия  действий  в  интересах  детей  в  Ленинградской области на  2012 - 2017 годы

I. Введение

В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие документа на уровне региона - Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Региональная стратегия).

Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи политики   Ленинградской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Ленинградской области  для решения вопросов в сфере детства реализуются долгосрочные региональные целевые программы,  либо полностью направленные на защиту прав детей, либо включающие отдельные положения, касающиеся данного вопроса:  «Дети  Ленинградской области на 2011-2013 годы»; «Приоритетные направления развития системы образования  Ленинградской области на  2011-2015 годы»;  «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области» на 2011-2013 годы;  «Демографическое развитие Ленинградской области на 2012-2014 годы»; «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области на 2009-2012 годы» (подпрограмма «Здоровое поколение»); «Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011 – 2012 годы»; Комплексный план мероприятий развития системы дополнительного образования детей Ленинградской области на 2009-2013 гг.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем имеются проблемы, указанные в национальной стратегии, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды.
 
Существующие проблемы в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
 
1. Основные проблемы в сфере детства определенные в Национальной стратегии
 
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребёнка. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Социальная   исключённость уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
 
2. Ключевые принципы, определенные в Национальной стратегии
 
Реализация основополагающего права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребёнку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Защита прав каждого ребенка.
В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребёнка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребёнка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребёнку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.  В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребёнка.
В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребёнка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребёнка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание уязвимым категориям детей.
В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключённость и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребёнком и его семьей.
В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнёрство во имя ребёнка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнёрства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Обновлено 22.08.2018