Участники международной конференции обсудили перспективы использования больших данных для развития системы образования
Перспективы использования цифровых технологий в образовании, организацию эффективного мониторинга сферы образования с использованием больших данных, возможности создания и использования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся обсудили участники III международной конференции по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании», которая была организованна Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Москвы.
Участники обсудили планы по использованию больших данных и других механизмов мониторинга российской системы образования. Сейчас стоит задача объединить в единую базу различную информацию о системе образования, собираемую на всех уровнях. Эти данные должны собираться автоматически, без увеличения объема работы, которую учителям приходится делать вручную. Доступ к сформированной базе данных должны иметь все участники образовательной деятельности. Пользоваться собранными сведениями будут руководители всех уровней для принятия управленческих решений в сфере образования.
Мониторинг результатов национальных и международных исследований качества образования позволит объективно оценивать состояние российского образования, отслеживать тенденции его развития, определять влияние стандартов и учебников на качество образования, выявлять области, которые требуют дальнейшего совершенствования для повышения конкурентоспособности российского образования на международной арене.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об уже проделанной работе по формированию объемного массива данных о российской системе образования.
«На сегодняшний день Рособрнадзор ведёт порядка 25 федеральных информационных систем. Основой этого массива служат те данные, которые мы в течение многих лет получаем по результатам всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, основного государственного экзамена, других оценочных процедур, контрольно-надзорной деятельности. Эти данные мы храним, анализируем и используем для управления качеством образования. Активно развиваем направления, связанные с исследованием больших данных, получаемых из множества независимых источников, в том числе интернета», - рассказал руководитель Рособрнадзора.
Он отметил, что использование больших данных позволило снизить административную нагрузку на систему образования. Так в 2019 году количество проверок школ сокращено почти на четверть.
Сергей Кравцов сообщил, что в конце прошлого года на базе РАНХиГС был создан центр по работе с большими данными в системе образования, который объединит аналитические возможности вуза и Рособрнадзора и позволит их развить, в том числе для подготовки аналитики в части реализации национального проекта «Образование». Также планируется использование больших данных в системе оценки деятельности вузов. В частности, в процедуре аккредитации программ высшего образования.
«Сегодня на первый план выходит вопрос о том, какие навыки нужно давать человеку, чтобы поддержать его рост, развитие и стимулировать производительности труда. Это вопрос в первую очередь к современному образованию и профессиональной подготовке. Поэтому нам нужно изучать и использовать технологии больших данных и самим формировать контуры новых образовательных рынков», - отметил в своем выступлении ректор РАНХиГС Владимир Мау.
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о столичном опыте электронного дневника, благодаря которому для каждого школьника формируется свой индивидуальный электронный след, отражающий практически все аспекты его школьной жизни: что он учит, как быстро справляется с заданиями, с каким результатом, в каких кружках занимается, какие музеи и технопарки посещает, что проектировал или изобретал, в каких олимпиадах участвовал и так далее. «Следующая задача, над решением которой мы работаем в настоящее время, создать инструменты анализа этих больших данных, с помощью которых педагоги смогут анализировать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать его будущие достижения, определять индивидуальные образовательные потребности и осуществлять профориентацию. В итоге школа сможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальные способности учащегося и его образовательные потребности», - заявил Сергей Собянин.
Он добавил, что большие данные позволят формировать индивидуальные портфолио учащихся со всеми их достижениями за время обучения в школе. Пополнение данного портфолио должно продолжаться на следующих этапах обучения.
По словам министра просвещения Ольги Васильевой, на основе больших данных сейчас в России создается навигатор для поиска дополнительных общеобразовательных программ для школьников и оценки качества этих программ. Кроме того Минпросвещения России создает информационный ресурс о детях, ставших победителями и призерами всех мероприятий, которые направлены на выявление и развитие творческих, научно-исследовательских, инженерно-технических, изобретательских, спортивных способностей. Этот ресурс позволит выявлять и поддерживать талантливых школьников.
Руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер поделился опытом ОЭСР по сбору и анализу различных массивов данных для отслеживания прогресса учащихся в процессе обучения. Старший аналитик PISA Мияко Икеда рассказала о том, как сбор данных об образовательных достижениях учащихся в рамках исследования PISA влияет на образовательную политику.
«Большие данные – это вызов времени, это то, что будет завтра. Если не заниматься и не обсуждать эти вопросы сегодня, могут быть большие риски. Сегодня есть понимание, как нам нужно в этом направлении двигаться, чтобы результаты анализа больших данных использовались во благо развития образования, в интересах педагогов и учащихся», - подвел итоги обсуждения Сергей Кравцов.