О профилактике детской жестокости
28 января председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Ивановна Реброва совместно с представителями органов исполнительной власти, академического и экспертного сообщества, приняла участие в круглом столе, который провел центр управления регионом Ленинградской области. Участники круглого стола обсудили актуальные вызовы в воспитательной сфере и возможные пути их решения.
Как отметили эксперты, за последнее время отмечается тенденция снижения возраста детей, способных проявлять агрессию, а грань между игрой и жестоким поведением зачастую размывается, что требует особого внимания к проблеме.
Председатель областного комитета образования Вероника Ивановна Реброва рассказала о масштабной комплексной работе, которая осуществляется в регионе: активно работают службы медиации, которые помогают школьникам конструктивно разрешать споры, кабинеты психологической помощи, а также выстроена система досуга и дополнительного образования, которая позволяет увлечь детей созидательными проектами. Также были озвучены и некоторые данные психологического исследования, в котором ученики оценивали свои взаимоотношения в школе и выбирали наиболее значимые характеристики. К примеру, важность взаимоотношений с учителями выбрали 78% школьников (в исследовании участвовало более 20000 школьников старше 13 лет).
«Конфликты в подростковой среде бывают, и не все они выходят в информационное пространство. Но мы должны обсуждать эти проблемы, устанавливать причины, и находить решения», — отметила председатель комитета.
Также она напомнила о том, что в Ленинградской области проходят «Уроки Доброты», которые должны напомнить о роли учителя, педагогов в формировании норм и правил поведения в разных ситуациях, о внимательности к детям, когда взрослые чувствуют, кому и когда нужна помощь, предупреждают осложнения и возможные трагедии. На сегодняшний день к проведению акции присоединились не только школы, но и волонтерские организации и различные досуговые центры, а в тех школах, где «Уроки доброты» уже состоялись, обучающиеся и их родители отметили, что новая подача знаний заставила многих задуматься о том, как часто они затрагивают тему добра и взаимопомощи в повседневной жизни.
Участником круглого стала и главный внештатный педагог-психолог Ленинградской области, доцент кафедры педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования Елена Есликова. Она подчеркнула, что ученые отмечают общую тенденцию к тому, что буллинг сегодня молодеет и может проявляться уже в дошкольных учреждениях и начальной школе. По ее словам, родителям и педагогам необходимо разговаривать с детьми о поведении как в реальной жизни, так и в сети. Объяснять, что картинка с экрана не всегда является чем-то настоящим, а может быть декорацией или маской. Также она добавила, при работе с этой темой необходимо помнить, что конфликты могут случаться в любом коллективе, но если они становятся постоянными и системными — это тревожный сигнал и может быть предвестником травли.
Директор Центра образования «Кудрово» Юрий Соловьев присоединился к обсуждению данного вопроса и поделился взглядом на ситуацию со стороны руководителя образовательного учреждения, где обучаются более 4 тысяч детей. Он отметил, что одной из основных задач работников образования является поиск подхода к ребёнку.
«Я должен внимательно относиться к ребенку. Говорить добрые слова детям. Современный учитель должен быть наставником. Большую роль здесь играет психолого-педагогическая служба. И я горжусь этой службой в нашей школе»,— подчеркнул Юрий Соловьев.
Педагог-психолог Сиверской гимназии, лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года 2017» Анастасия Законова также отметила большую роль психологической службы в выстраивании диалога между детьми, а также между детьми и взрослыми. Сегодня за помощью к школьным психологам обращаются не только ученики, но и их родители, когда им нужна помощь или совет в воспитании.
Представитель факультета подготовки следователей Санкт-Петербургской академии Следственного комитета России Александра Мельцева также обратила внимание на важность работы школьных психологов. При этом она призвала уделять внимание не только детям, но и педагогом, так как учителя также могут сталкиваться с травмирующими ситуациями, которые могут оказывать непосредственное влияние на их работу и общение с детьми. Одной из главных причин возникновения буллинга она считает низкий уровень правовой грамотности: не всегда дети понимают, что их поступок является преступлением.
По итогам круглого стала было принято решение, что на основании озвученных на мероприятии практических рекомендаций комитет общего и профессионального образования совместно с центром управления региона подготовят тематическую памятку по теме профилактики детской жестокости.