Рособрнадзор поставил перед регионами задачи на текущий учебный год
Итоги экзаменационной кампании ЕГЭ и ОГЭ 2023 года и задачи в сфере оценки качества образования на текущий учебный год были рассмотрены в ходе конференции по оценке качества образования, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для руководителей региональных органов управления образованием.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал, что приоритетными направлениями работы ведомства в 2023 году были проведение кампании ЕГЭ, снижение бюрократической нагрузки в системе образования, проведение первого аккредитационного мониторинга и мониторинг лицензирования новых школ и детских садов, построенных в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография».
«Подготовку и проведение новой кампании ЕГЭ нужно обеспечить на самом высоком уровне. Эта работа должна вестись под личным контролем каждого министра. Помимо объективности и контроля за проведением экзаменов необходимо обращать внимание на создание комфортных условий для участников ЕГЭ», – заявил Анзор Музаев.
Руководитель Рособрнадзора призвал региональных министров образования к открытой и честной работе. «Коллеги, не надо прятаться за датами. Наш приоритет – объективность и открытость. Нам не нужны рейтинги, к чему они приводят мы все помним. Рейтинги в свое время породили погоню за необъективными результатами, попытки помощи со стороны школы, ЕГЭ-туризм и прочие нарушения. Слава богу, это все в прошлом. Рособрнадзор обладает большим объемом информации в разрезе результатов мониторингов качества образования. Причем это информация из различных источников, и мы можем ее сопоставлять, что обязательно будем делать. И при таком полном анализе картина по ряду субъектов может оказаться очень нерадужной. Поэтому мы еще раз призываем прислушиваться к нашим рекомендациям и замечаниям. Аналитические отчеты мы регулярно отправляли и будем отправлять в окружные и федеральные органы исполнительной власти», – сказал Анзор Музаев.
Также Анзор Музаев попросил всех региональных министров взять на особый контроль выдачу лицензий новым школам и детским садам, чтобы отсутствие лицензии не задерживало начало их работы.
Участникам совещания был представлен проект расписания ЕГЭ-2024, который в ближайшее время будет опубликован Рособрнадзором для общественного обсуждения. Анзор Музаев попросил региональных министров образования заранее определить и объявить даты проведения выпускных с учетом расписания ЕГЭ, чтобы все выпускники успели к этому сроку получить аттестаты.
Говоря о работе по сокращению бюрократической нагрузки в системе образования, руководитель Рособрнадзора рассказал, что поставлена задача до начала следующего учебного года принять нормативные документы, ограничивающие перечень обязательной для ведения педагогами документации, не только в отношении учителей школ, но и педагогов всех уровней образования.
Он сообщил также, что в аккредитационном мониторинге, который сейчас проводится Рособрнадзором, уже приняли участие 77 % образовательных организаций. Завершить внесение данных в информационную систему все образовательные организации должны до 1 декабря. Тем, кто не успеет это сделать в срок, будет предоставлена еще одна резервная неделя.
Советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по организации и проведению аккредитационного мониторинга системы образования Наталья Алтыникова подробно рассказала о его проведении и поблагодарила за работу всех региональных координаторов: «После завершения сбора данных мы проанализируем их и дадим всем участникам мониторинга обратную связь. Мы уже увидели ряд проблем в ходе организации мониторинга и начали их решать. После анализа результатов необходимо, чтобы эти данные использовались для повышения качества образования и постановки задач на федеральном, региональном и локальном уровнях», – сказала она.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский подробно остановился на результатах кампании ЕГЭ 2023 года и рассказал о грядущих изменениях. В частности, он напомнил, что с этого учебного года выпускники прошлых лет не могут принимать участие в ЕГЭ в досрочный период. Он также рассказал о планах перевода всех систем, связанных с проведением ЕГЭ, на отечественное программное обеспечение: «Работа эта большая, сложная и объемная. Планируем ее завершить в 2026 году, но уже в 2024 году в нескольких субъектах мы апробируем новое программное обеспечение, которое используется в пунктах проведения экзаменов», – рассказал замруководителя Рособрнадзора. Также Игорь Круглинский представил график всероссийских тренировочных мероприятий по подготовке к ЕГЭ-2024: они пройдут 16 февраля, 5 марта, 23 апреля и 15 мая.
Замруководителя Рособрнадзора Евгений Семченко рассказал, что Рособрнадзор продолжает вести мониторинг объективности выдачи выпускникам медалей «За особые успехи в учении». Он также рекомендовал провести в каждом регионе анализ соотношения количества медалистов и призеров Всероссийской олимпиады школьников, чтобы оценить объективность выдачи медалей и с этой точки зрения.
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова рассказала об изменениях в кодификаторах ЕГЭ и ОГЭ. В этом году они были обновлены с учетом ФГОС и принятых федеральных образовательных программ, но новые темы, выделенные в кодификаторах курсивом, в 2024 году не будут выноситься на экзамен. Впервые в кодификаторы включены метапредметные умения. Изменения в КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике направлены на повышение доступности и популярности этого предмета, а с 2025 года планируется усилить экспериментальную составляющую в ОГЭ. Еще одно изменение в 2024 году касается ГВЭ-9: все задания для экзамена будут опубликованы в виде открытого банка заданий на сайте ФИПИ, и регионы сами будут формировать из них контрольные измерительные материалы для проведения ГВЭ-9. Открытый банк заданий ГВЭ-9 должен заработать в январе 2024 года.