Обоснование целей
Целевые ориентиры
Особенности современного этапа в жизни российского общества предопределили признание в качестве одного из приоритетов в развитии образования идею его непрерывности. Непрерывное образование, образование на протяжение всей жизни – таков один из контуров образовательного идеала в столь быстро меняющемся мире.
Идея непрерывности образования реализуется на всех его уровнях, а также во всех видах образования. Не является исключением в этом плане и педагогическое образование, обеспечивающее непрерывный профессиональный рост каждого учителя.
Значимость непрерывности профессионального роста педагога не вызывает сомнений. Особенно актуальным этот рост становится в настоящее время, ведь на государственном уровне поставлена задача к 2024 году войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования. При этом одним из ключевых факторов достижения этого результата является именно профессионализм педагога, что предопределило необходимость формирования в стране единой национальной системы учительского роста, а в Ленинградской области – соответствующей региональной подсистемы.
Высокий профессионализм педагога – есть результат особого «сплава» теории и практики, который может быть «получен» уже на послевузовском этапе непрерывной педагогической подготовки. При этом незаменимая роль в его достижении принадлежит организациям дополнительного профессионального образования (ДПО). Именно они (или же иные организации, реализующие соответствующие образовательные программы) выступают связующим звеном между всеми новшествами и конкретным учителем, проводником наиболее перспективных инноваций в сферу педагогической деятельности, обеспечивая их комплексное научно-методическое сопровождение.
В формальной плоскости ДПО связано с профессиональной переподготовкой и/или повышением квалификации педагога на основе соответствующих дополнительных профессиональных программ (ДПП). При этом они должны быть ориентированы на непрерывное развитие (или формирование) как отдельных профессиональных компетенций педагогов, так и их профессиональной компетентности в целом (в единстве её важнейших компонентов) с учётом возможностей формального, неформального и информального образования.
В связи с этим актуальной является задача формирования современной стратегии проектирования и реализации ДПП в контексте идеи непрерывности педагогического образования учителя. Вместе с тем, значимой становится и задача системного мониторинга качества этого процесса. Этим определяется необходимость создания и перманентного совершенствования региональной системы мониторинга качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов, основанной на Концепции развития системы профессионального и личностного совершенствования педагогических работников Ленинградской области.
Задачи мониторинга:
Помимо прямого назначения – сбора, хранения, анализа и распространения информации о состоянии практики ДПО с целью принятия управленческих решений для её поступательного развития, мониторинг качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в Ленинградской области призван решать задачу выявления скрытых резервов для:
- обеспечения соответствия практики ДПО перспективным задачам развития региональной системы образования и образовательным потребностям педагогических работников региона;
- стимулирования непрерывного профессионально-личностного роста педагогических работников региона;
- построения и реализации индивидуальных и/или индивидуально-дифференцированных образовательных траекторий профессионально-личностного развития педагогов;
- вовлечения педагогов в экспертную деятельность;
- профилактики профессионального выгорания педагогов;
- совершенствования практики аттестации педагогических работников в как инструмента их профессионально-личностного развития, повышения эффективности и качества педагогической деятельности;
- развития конкурентной среды в сфере ДПО.
Концепция развития системы профессионального и личностного совершенствования педагогических работников Ленинградской области (распоряжение комитета от 21 июля 2020 года № 1257-р)
План мероприятий по выполнению основных принципов системы дополнительного профессионального образования и профессионального роста педагогов Ленинградской области (распоряжение комитета от 21 июля 2020 года № 1257-р)
Мероприятия Плана реализуются в рамках исполнения:
Схема организации работы по осуществлению мониторинга повышения квалификации и профессионального роста педагогов (1, 2)