Сергей Кравцов: «Свой голос планирую отдать за самую содержательную программу развития страны»
Интервью Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.
Министерство просвещения – одно из тех ведомств, с которым взаимодействует в своей жизни каждый человек, даже и не осознавая этого. Сам ли он учился или учится, дети ли, внуки ходят школу – нет в России, пожалуй, ни одной семьи, для которой Минпросвещения не был бы в известном смысле «своим». Связанные со школой ключевые положения Конституции – обязательность основного общего образования вкупе с гарантиями его общедоступности и бесплатности – должны обеспечиваться на практике. Разветвленная система органов управления в сфере образования обязана работать безупречно. Главный регулятор – федеральное министерство просвещения – нормативно-правовыми средствами определяет жизнь российской школы. В том числе – через постоянное взаимодействие с Государственной Думой. Чем в последние годы характеризуется эта деятельность и ее результаты, рассказывает Министр просвещения России Сергей Кравцов.
– Для каждого из нас школа – незабываемая веха в жизни. Но однажды мы отправляем в неё своих детей, а потом провожаем и внуков. И значит, всегда сравниваем, что было и что стало. Как правило, та же ностальгия по собственному детству нередко делает такое сравнение не в пользу современности. А если подойти объективно – какие Вы отметили бы основные достижения Министерства просвещения в современную эпоху? Что выделили бы в качестве главного успеха по своему направлению государственной службы?
– Сложно не согласиться с тем, что образование – сфера, которая затрагивает, так или иначе, каждого. Только напрямую она касается более 50 миллионов человек, кто задействован в системе образования и соприкасается с ней почти ежедневно – школьники, родители, педагоги, те же служащие нашего министерства и его территориальных органов… Если добавить тех, кто непосредственно связан со всеми этими людьми – родственники, друзья, знакомые, – то получится всё население Российской Федерации. И все они наблюдают за нашей работой не из дальних далей, а, так или иначе, испытывают на себе влияние наших решений. Мы, все работники органов управления образования, осознаем эту ответственность. А в равной степени – и то, что школьное образование глобальный приоритет, определяющий развитие любой страны.
Замечу, что наше нынешнее Министерство просвещения сформировано не так давно – мы, если хотите, самое молодое министерство в России, хоть и с глубинной историей. Тем не менее, нам уже удалось достичь многого на пути к обеспечению качественного образования.
Российская система образования с каждым годом всё больше меняется, адаптируясь к изменениям, происходящим в современном мире, в подходах к обучению и преподаванию.
Сегодня у нас более 70% школьников регулярно посещают различные кружки и секции. Участвуют в профильных сменах и занятиях. Раскрывают свои таланты и получают новые навыки на базе детских технопарков «Кванториум», центров «IT-куб» и «Точка роста». Сегодня российская система образования – центр формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
Неизменно растёт престиж рабочих профессий. Мы видим, что с каждым годом всё больше учащихся 9-х классов выбирают среднее профессиональное образование. В начале 2000-х годов в колледжи шли порядка 10–12% девятиклассников, сегодня – порядка 60%. И это не случайно. Благодаря оснащению современным оборудованием в рамках нацпроекта «Образование», а также профессиональной подготовке экспертов и педагогов колледжи стали базой профессионального роста и подготовки выдающихся специалистов. Кроме того, за последние несколько лет существенно пересмотрена стратегия развития СПО, появился новый уровень обучения – «Профессионалитет», произошла увязка с запросами рынка труда, которые есть в регионах.
Отмечу также, что за последние годы мы вышли на 100-процентный охват доступности детских садов для детей 3-х лет и старше и продолжаем удерживать этот показатель. Более активная работа ведётся и в части доступности садиков для детей ясельного возраста.
Во многом это стало возможно благодаря слаженной работе с регионами, глобальной модернизации школьной инфраструктуры.
– Тем не менее, немало людей критикуют систему образования в том смысле, что она стала какой-то системой оказания образовательных услуг. Иные даже выдвигают тезис, что она находится в вечных реформах.
– Могу смело сказать, что российская система образования показывает хорошую динамику, а высокие результаты наших учащихся свидетельствуют о том, что обучение в России – качественное, доступное. И оно не просто соответствует всем общемировым стандартам, а уже формирует эти стандарты. Наше школьное образование всерьёз конкурирует на мировой арене, более того – находится здесь в числе лидеров. Опыт России получил одну из наиболее высоких оценок в мире. Это видно и по результатам школьных проверочных работ, и ЕГЭ, которые в этом году показали устойчивую позитивную динамику по абсолютному большинству предметов.
На это указывают и постоянные успехи наших ребят на международных школьных олимпиадах. Так, недавно все члены российской сборной завоевали золотые медали на 53-й Международной химической олимпиаде. Великолепные золотые результаты у наших юных физиков: на 51-й Международной олимпиаде по физике (IPhO 2021) наши школьники завоевали 5 золотых медалей. Да и по другим, в том числе и творческим направлениям наши ребята показывают себя максимально креативными и успешными, выступают ярко. Не это ли ещё одно доказательство того, что мы двигаемся и развиваемся в правильном направлении!
Но только ещё раз стоит подчеркнуть: когда мы говорим про развитие, про динамику, – а сфера образования весьма динамична и в содержании программ, и в техническом оснащении, – то выстраиваем мы эту работу, прежде всего, таким образом, чтобы отвечать ожиданиям людей.
Теперь по поводу отношения к школьному образованию как к «услуге».
Это – важнейшая тема. И я рад, что в последнее время – буквально год-два – она была актуализирована на самом высоком уровне. И не только актуализирована – но и ознаменовалась важными, поистине историческими решениями.
Функция воспитания всегда приписывалась школе. Но еще несколько лет назад она существовала, скорее, на бумаге. Сегодня эта функция возвращается в полном объеме. Для нашей школы, с учетом лучших отечественных традиций, она вполне органична. Более того – крайне необходима в современном мире. Необходима даже более, чем раньше.
Теперь у учителей есть широкий набор воспитательного инструментария. Разработаны соответствующие программы. С нового учебного года они будут в каждой школе.
Отвечая на ваш чрезвычайно актуальный вопрос, скажу так. Российская школа больше не сводится к образовательной услуге. Этот долгий период «блужданий» и сомнений – закончен. Представления о школе как об учреждении лишь только для «услуги» должны остаться в прошлом. У всех.
– Вы сказали, что выстраиваете работу, исходя из ожиданий людей. А было ли такое, когда Вы лично ощутили, что такой ответ действительно есть? Ведь не секрет, что работа государственных служащих со стороны воспринимается как «бумажная». Что, в известном смысле, правда. Особенно для любого министерства как отраслевого регулятора и подведомственных органов управления. Работа ведь и на самом деле заключается в грамотной проработке документации. Так вот, доводилось ли Вам, Вашим сотрудникам получать живые доказательства того, как эта «бумажная» работа воплощается в реальные изменения к лучшему, в повышение качества жизни?
– Приведу наглядный пример. Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным была поставлена задача – обеспечить каждого школьника начальных классов горячим питанием не менее одного раза в день. Мы эту работу разворачивали оперативно, подключали и контролировали регионы фактически в ежедневном ручном режиме. Объясняли, какое должно быть питание. Следили за тем, как что делается на местах.
И вот в одной из регулярных рабочих поездок – это была поездка Председателя Правительства в Алтайский край – мы общались с родителями детей в 53-й городской школе. А потом пошли вместе с детьми обедать в столовую. И там ребята радостно рассказывали, какие блюда больше всего им нравятся в меню, хвастались, кто что любит. А один из родителей поделился, что вспоминает, как это вкусно было в его детские годы, в советское время, и объявил, что одобряет эти меры хотя бы потому, что теперь у него исчезла головная боль – что давать ребёнку из еды с собой в школу.
Вот когда школа создаёт такую атмосферу, а ты понимаешь, что работа, проведённая с регионами и управленцами на местах, не прошла впустую, и видишь одобрительную реакцию людей, – вот для таких вещей госслужащий и работает. Я это ощутил. Коллеги, которые были тогда со мной, думаю, тоже ощутили. Пожалуй, лучшая мотивация.
– А в целом сотрудники системы просвещения – они мотивацию к достижению успехов чувствуют? Известно, что с зарплатой учителей в последние годы стало значительно лучше, чем в былые времена, но всё ли дело в зарплате? Что с социальным обеспечением, с жильём, с профессиональным развитием, карьерным ростом?
– Безусловно, всех указанных результатов наши школы, наши ученики добились благодаря высокопрофессиональной работе педагогов. Поддержка педагогов, обеспечение их профессионального развития, повышение престижа педагогической профессии всегда были приоритетом, на который мы делаем сейчас особый акцент.
При этом нам важно, чтобы современный педагог – в столице он или из маленького города – был в центре российской системы образования, понимал значимость своего труда и получал равные возможности развития профессиональных навыков, необходимых в наши дни.
На базе нашей Академии регулярно бесплатно проводится подготовка тьюторов и наставников, учителя из разных регионов страны знакомятся с новыми технологиями, делятся друг с другом эффективными практиками своей работы. И это яркий пример того, как единая цель и миссия объединяет работников одной сферы, мотивирует их.
При этом я говорю не только об учителях и воспитателях. Речь идет и о руководителях муниципальных и региональных органов власти в сфере образования, и о директорах школ, специалистах методических служб, руководителях и специалистах органов самоуправления. Всех сотрудников системы образования России.
И развитие конкурсного движения как эффективного механизма поддержки здесь также не исключение – ежегодно в поддержку всех учителей страны проходит Всероссийский конкурс «Учитель года России». С этого года конкурс выходит на совершенно новый уровень и призван теперь не только собрать качественные наработки педагогического мастерства, но и сделать самих педагогов узнаваемыми героями. А значит, в дальнейшем привлечь больше молодых креативных и перспективных учащихся в учёбу и профессию.
При этом нам важно, чтобы все сотрудники образовательной сферы комфортно чувствовали себя на профессиональном поприще, понимали, что их труд ценен и востребован, что государство, в лице Министерства, готово поддержать их не только в рамках профессионального развития, но и вопросах соцобеспечения, соцподдержки.
Именно с этой целью с 1 сентября прошлого года осуществляются выплаты за классное руководство нашим учителям в размере 5 000. С этого учебного года аналогичные выплаты будут получать кураторы групп в колледжах.
Все это делается в том числе и для того, чтобы в условиях, в которых сейчас находится весь мир, сделать так, чтобы педагоги чувствовали поддержку государства, были уверены в своем будущем, стабильности.
– Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в нашу жизнь. Это по большей части коснулось системы здравоохранения и образования. Как система образования – учителя, школьники, родители – справились с вызовами пандемии? Какие меры принимало Министерство для защиты здоровья граждан и сохранения качества образования в стране?
– Очень важно, что мы одна из немногих стран, сумевших минимизировать влияние пандемии на школьные образовательные процессы.
Но, конечно, сложившаяся в прошлом году эпидемиологическая ситуация в стране стала определённым вызовом для всей системы школьного образования. Но мы с ним, считаю, справились. Недаром сейчас, когда ситуация постепенно нормализуется, опыт организации обучения в России в условиях пандемии международные и российские эксперты относят к числу наиболее успешных.
Уже на фоне первой волны пандемии мы передали на безвозмездной основе свыше полумиллиона единиц компьютерной техники для тех учителей и семей, кто в этом нуждался. Это было сделано в рамках Всероссийской акции #Помогиучитьсядома. Целью же было сохранить сам образовательный процесс, сделать так, чтобы не перезаражать в школах детей и учителей.
Для поддержки педагогов и родителей проводились консультации о том, как необходимо организовать учебный день ребёнка, как помочь ему в освоении полученных знаний, как лучше преподнести учебный материал.
Для того чтобы вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов, мы формировали единую систему оценки качества образования.
В итоге в прошлом году Россия безболезненно провела итоговую аттестацию. Причём с соблюдением всех санитарных мер, не допустив роста заболеваемости в период ЕГЭ и обеспечив конкурентную среду для поступления в вузы.
Уже 1 сентября 2020 года мы вернули всех за парты, восстановили очный образовательный процесс на территории всей страны и не намерены никогда от него отступать. При этом в школах по-прежнему соблюдаются все меры по защите здоровья и безопасности.
В целом наши ученики, несмотря на все вызовы пандемии, демонстрируют высокие образовательные показатели, о чём свидетельствуют не только внутренние замеры качества знаний, но и результаты международных олимпиад школьников.
Но не буду скрывать, что на работе детских лагерей ограничения в связи с COVID-19 сказались и в прошлом году, и всё ещё сказывались этим летом. Наш важнейший KPI здесь – выйти на «доковидные» показатели по доступности детского отдыха. И благодаря тесному межведомственному взаимодействию и выстроенной работе с регионами, мы видим, что эти показатели реально достичь уже в этом году. Достаточно сказать, что благодаря государственному субсидированию части стоимости путёвок в детские лагеря организованным отдыхом и оздоровлением только за летние месяцы 2021 года мы сумели охватить более четырех миллионов детей.
– Нынешний год – особенный в политическим смысле. Истёк срок работы Госдумы седьмого созыва, избранной в 2016 году. Какова была роль депутатского корпуса в тех изменениях и успехах в системе просвещения, о которых Вы говорили сейчас? Всё ли удалось в работе с депутатами по предложениям и законопроектам Вашего министерства?
– С Государственной Думой, с её профильными комитетами и самими депутатами мы взаимодействовали самым тесным образом.
Если говорить о законотворчестве, то тут самым важным считаю ряд ключевых поправок в Конституцию нашей страны, которая теперь чётко обозначает, что дети – это важнейшее достояние России. Это выводит всю работу по поддержке детей на совершенно иной уровень.
И ряд законов, которые были приняты впоследствии, укрепляют этот государственный подход. Только в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принято порядка 43 законодательных изменений (43 федеральных закона). И все – в ключевых направлениях образовательной политики: проведение государственной итоговой аттестации, обеспечение мер социальной защиты, механизмы приёма на обучение, поддержка детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
И, повторю, считаю очень важным, что благодаря нормативным изменениям в нашу школу вернулась функция воспитания. Вернулась не на бумаге, а в действительности. Всерьез и надолго.
Все эти изменения мы вырабатывали в открытом диалоге с обществом, с общественными организациями, опираясь на то, что хотят видеть в нашей работе люди. Второй год подряд мы проводим открытый сбор предложений и от учителей, и от родителей, и от работников органов образования на местах, которые, не буду скрывать, во многом и лежат в основе дальнейшей нормативной работы.
– Предстоящие выборы для всех государственных служащих – особенные. Поправки в Конституцию России, принятые в прошлом году, значительно усилили роль Государственной Думы: депутаты будут в большей мере определять персональный состав Правительства России. А что бы Вы от имени своего ведомства пожелали депутатскому корпусу, который мы выберем в сентябре?
– Хочу ещё раз подчеркнуть, что с Государственной Думой, профильными комитетами и самими депутатами мы взаимодействуем самым тесным образом. Ведь у нас общие цели и задачи – открыть для граждан максимум возможностей в образовательной среде. Чтобы каждый мог в любой точке страны включиться в образовательный процесс – и на любом этапе своего жизненного пути. Раскрыть свои таланты. Обеспечить через образование карьерный успех. Реализовать себя в полной мере.
Мы всегда были и будем открыты к диалогу с Государственной Думой. Нам этот диалог необходим, наверное, ещё больше, чем самим депутатам, – ведь он помогает нам лучше понять те самые народные ожидания.
Но нам предстоит ещё много работы. Перед Министерством по-прежнему ключевая задача, поставленная Президентом, – войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Именно на её реализацию направлен национальный проект «Образование». И работать над ним мы собираемся в самом тесном сотрудничестве с новым депутатским корпусом.
– Пойдёте ли сами на предстоящие выборы? За какие будущие решения, за какие ценности, за что лично Вы планируете голосовать?
– Конечно же, я намерен воспользоваться своим избирательным правом и в этот раз. Убеждён, что принять участие в голосовании – гражданский долг каждого.
А голос свой планирую отдать за самую содержательную, на мой взгляд, программу развития страны, которая для меня важна с точки зрения развития, прежде всего, конечно же, сферы образования.